4 presentation errors you might commit while preparing it // 4 ошибки подготовки презентаций

Можете все это смело относить и к публичным выступлениям тоже — для меня это подвид презентаций, но на темы по проще и без слайдов.

1. Выступление без личного повода

Стив Джобс говорил: «У вас должна быть идея, или проблема, или ошибка, которую вы хотите исправить, — что-то, чем вы СТРАСТНО увлечены. Иначе у вас не хватит настойчивости». Я понимаю, что выглядит немного наивно, но давайте признаем — мы сразу видим таких людей «без страсти». Людей, которые приходят на конференцию или в переговорку и выступают ради галочки, ради KPI. 

Не надо выступать ради KPI, как показывает исследование Howe M. (2019) (1), если цель работы — это KPI, то результаты умных людей снижаются. Но наоборот — увеличиваются, если цель «стараться изо всех сил» или «научиться». Можно ли работать на последние две цели без какого-то внутреннего куража, драйва или страсти, по-моему риторический вопрос.

Поэтому, найдите личный повод делать эту презентацию. Это не про них (аудиторию), не про него (вашего босса), а про вас лично. Хороший личный повод — это всегда что-то немного сумасшедшее, отчасти меркантильное или даже постыдное, но приятное. Просто начинайте браться (или не браться) за презентацию с вопроса: «Что это дает мне?»

2. Вставлять приколы по приколу

Один из регулярных вопросов прошлого года — уместно ли вставлять мемасики, шутки, котиков и прочие интересные и юморные детали. Если коротко, то юмор или интересные детали по делу — это ок, это даже помогает в понимании (7,8,9) и добавляет мотивации (10).

Но вот интересные вещи не по делу — опаснее. Я был на выступлении итальянского профессора (11), который в начале так и сказал: «Эти картины эпохи Возрождения никак не связаны с темой моего доклада. Я их добавил на каждый слайд потому, что они мне нравятся». Это так и мило и так по-итальянски. Но в итоге на каждом новом слайде аудитория вначале теряла речь докладчика, ибо картины-то реально красивые, а потом возвращалась к нему. Нельзя сказать, что картины вообще не работали — каждый новый слайд был ожидаем, и как-то удерживал внимание, но какой ценой.

Исследование Shannon F. Harp (2005) говорит, что любая интересная деталь не по делу обычно ухудшает запоминание материала на 46%, а тесты люди будут сдавать по итогу такой лекции на 59% хуже (2)

Означает ли это, что интересные детали не по делу — полное зло? Нет, есть и польза. Просто когда в следующий раз у вас появится желание добавить юмора не по делу — не отмахивайтесь от него. Начните рассматривать желание «добавить шутейку» — как очень хороший индикатор, что этой частью презентации вы недовольны. Либо эта часть очевидно-понятная, а значит можно исключить. Либо вам самим не хватает убедительности или хорошего наглядного кейса, а значит надо пойти и найти веские аргументы.

3. Выступать с первым черновиком

Нэнси Дюарт, глава одного из крупнейших презентационных агенств США как-то сказала: «… мы живем в эпоху первого драфта». Быстро накропал и пошел выступать. И кажется, что это нормально. Но это не так. 

Не выступайте с черновика. «Только самоубийцы «снимают кино» по первому драфту», — Николай Куликов, сценарист к/ф «Горько», «Легенды №17» и «Движение вверх». Если у вас нет тестовой аудитории и никто не может дать вам обратную связь, то хотя бы расскажите её себе 1 раз вслух, а затем напишите вашу презентацию по памяти. «Эта часть процесса может показаться вам лишней, может вас немного раздражать. Но, в конце концов, — что вы в этом понимаете? Этот тот шаг, который определяет разницу между мужчиной и мальчиком», — пишет профессор университета Торонто Джордан Питерсон в своем «Руководстве по написанию эссе» (12)

Посмотрите сборы комедии «Холоп»: 2,9 млрд рублей при бюджете 160 млн, а теперь посмотрите на сборы «Вторжения» и «Союза спасения» — их сборы меньше 1 млрд (при бюджетах около 900 и 800 млн соответственно) (3). По словам Антона Морозенко, сценариста «Холопа»: «Сценарий писался 3 года, переписывался 16 раз. Он отлёживался 3-4 месяца, мы видели огрехи, переписывали. Реально не на коленке писали» (4)

Пусть и ваша презентация будет лучше, чем «на коленке».

4. Без финала в голове и в конце

Полезно начинать свою презентацию с конца — сесть и написать хотя бы резюме презентации. Потом продумать основную часть и вступительную, а не наоборот. 

Во-первых, завершение — это самая важная часть презентации. Эмма Коатc, сценаристка и автор статьи «22 секрета сторителлинга Пиксар» прямо так и говорит: «Придумайте окончание до того, как напишете середину. Серьёзно. Окончание — это очень трудно, начните с него» (6). Но к черту мультики, давайте посмотрим на науку — наверное, 99% научных статей или исследований начинаются с, сюрприз-сюрприз, резюме. Это самый первый блок, которые называется Abstract (у нас в русскоязычной науке именуют Вступлением или Аннотацией).

Во-вторых, хорошо прописанное завершение выступает своего рода маяком во время проработки других частей презентации. Вам легче принимать решение, что включить в рассказ, а что исключить, т.к. явно эта деталь не работает на завершение. Для меня лично завершение еще иногда выступает своего рода мотивационным элементом, этаким «светом в конце туннеля». 

Ну и в третьих, если что-то пошло не так и времени у вас вдруг резко стало не 2 часа, а 5 минут на выступление, то вы можете смело рассказать лишь завершение, мне кажется, большинство зрителей даже не заметят, что куда-то пропали еще 1:55. 

Итого:

1) Ищите свою страсть. Всегда спрашивайте себя — в чем ваш личный повод делать эту презентацию. Хороший личный повод — он всегда немного сумасшедший

2) Котики и прочие мемасики на слайдах с условным утверждением бюджета — зло, ибо отвлекают от сути. Но само желание «добавить шутейку» — очень полезный индикатор, что этой частью вы недовольны. Либо она очевидно-понятная, а значит можно исключить. Либо не хватает убедительности, а значит надо пойти и найти веские аргументы.

3) По возможности, не выступайте с первым драфтом. Если есть свободные минуты, то просто расскажите сами себе вслух свое выступление — вам сразу же захочется что-то убрать или добавить, что-то поменять. Сделайте это. Мартин Лютер Кинг несколько лет колесил по стране, оттачивая черновик, а лишь потом задвинул про мечту.

4) Начинайте проектировать выступление с конца — завершение, это самое сложное, но и самое главное в вашей презентации структурно. Это по сути микро-презентация. Не только начинайте готовиться с завершения, но и заканчивайте им в своем выступлении — иначе у людей в голове останутся лишь ошмётки ваших мыслей. Ну и если тайминг пошел по, кхм, швам, то смело переходите к завершению. 

Ссылки:

1) “General mental ability and goal type as antecedents of recurrent adaptive task performance”, Howe M. (2019), doi: 10.1037/apl0000379
2) Shannon F. Harp, Amy A. Maslich , “The Consequences of Including Seductive Details During Lecture”, 2005
3) https://www.rbc.ru/technology_an…/…/5e2eb9649a79472c335b28e3
4) https://radiokp.ru/…/mardan-nashi-produkty-mozhet-byt-i-nep…
6) http://www.visualnews.com/…/22-rules-to-perfect-storytelli…/
7) Teaching and Learning with Humor: Experiment and Replication, Avner Ziv
8) Humor in Pedagogy: How Ha-Ha can Lead to Aha!, R. L. Garner
9) An Explanation of the Relationship between Instructor Humor and Student Learning: Instructional Humor Processing Theory, Melissa B. Wanzer
10) “Even Einstein Struggled: Effects of Learning About Great Scientists’ Struggles on High School Students’ Motivation to Learn Science”, Xiaodong Lin-Siegler and Janet N. Ahn, https://www.apa.org/pu…/journals/releases/edu-edu0000092.pdf
11) https://www.instagram.com/p/B2qoC0BF-Em/
12) https://www.glebshu.life/essaywritingguide

English version is in progress

You can easily refer all this to public speaking, for me public speaking is a subset of presentations, but with much easier topics and without slides.

1. A keynote without personal reason

Steve Jobs said: “You’ve got to have an idea, or a problem or a wrong that you want to right that you’re passionate about, otherwise you’re not going to have the perseverance to stick it through.” I know it looks naive, but let’s face it – we easily spot such people “who aren’t passionate about”. People who come to a conference or a meeting and give a talk just in order to get it checked, to achieve owns KPI.

Don’t give a talk just to get your KPI, as Howe M. (2019) study shows (1), if a goal of an activity is KPI, then smart people tend to get lower results. But on the contrary, the results increase if the goal is “to try their best” or “to learn”. Whether it is possible to work toward the last two goals while being not passionate about is, in my opinion, a rhetorical question.

— In Russian —