Как я делал кириллицу

Я тут упоролся шрифтами и спроектировал русскую кириллицу для латинского шрифта под один из проектов — см. specimen. Нет, я не собираюсь менять профессию консультанта на шрифтового дизайнера. Это была просто растяжка.

Исходная латиница

Что получилось в кириллице

Зачем?

Мы с партнерами для нашего нового проекта пригласили дизайнеров сделать фирменный стиль. Дизайнеры показали логотип, где текстовая часть логотипа была сделана шрифтом, у которого нет кириллицы (название на английском, поэтому все ок). Во мне пропроснулся запасливый инженер — как так, шрифт есть, а вот кириллицы нет. Вдруг когда-нибудь да пригодится.

Что могу сказать после этого типографического эксперимента:

1. Это может каждый. Надо просто доверять своему глазу и пытаться все сводить к конкретным объяснениям, а не интуитивным ощущениям. Т.е. не буква «ок или не ок», а «тут должна быть прямая линия, а спустя 50% длины начинается изгиб»

Вы же без труда отличите странную «л» от нормальной, ибо за годы жизни насмотрелись на правильную кириллицу.

Ответ: см. первую букву второго слова с конца предыдущей строки .

2. Не бойтесь объема. Это только кажется, что букв в алфавите много, да еще есть заглавные. На самом деле шрифты проектируются системно, ой нет, лениво! Очень много элементов или размеров повторяются от буквы к букве. Это только кажется, что все разное. На самом деле не так и много. И тут полезно заранее узнать, почитать, какие это элементы, чтобы все строить от них. Короче кирпичики нужно заранее видеть. И тут должен помочь любой учебник, но…

Моя кириллица

3. Оказывается, что книг нет. Т.е. они как бы есть, но их как бы нет. Ну вот нет «Кириллицы для чайников». Есть масса книг вокруг, да около и про типографику, но чтобы учебник по кириллице – нет. Это прямо печалит. Только мастер-классы, воркшопы и шрифтовые мастерские. Это как-то не сильно подходит интроверту.

4. Все вот говорят, что сложные буквы в кириллице — это Л, Д, Ж… Да ничего подобного. Буква-загадка для меня — это «З». Дизайнил просто методом бросания костей.

5. Понятной, но муторной оказалась заглавная «У». Она постоянно падает или постоянно норовит быть похожей на малую у.

6. Мягкий знак оказался простым, но с секретным соусом. Вроде бы понятно, что возьми заглавную латинскую Р, переверни ее и вот тебе мягкий знак. Но нет, у нас еще подвытягивают овал, а то слишком узким знак выходит. Мелочь, а бросается в глаза.

7. Уметь рисовать не требуется. Нужно просто уметь пользоваться кривыми Безье — это то, чем рисуются любые кривые линии в powerpoint, google.slides, keynote. Т.е. вы это скорей всего когда-то даже делали.

8. Доверяйте глазу, но следуйте системе. Расстояние между I и О в букве Ю или расстояние между Ь и I в Ы — сделал на глаз и вроде ок. Т.е. вначале делаем кириллические буквы по базовым элементам или буквам из латиницы (см. п.2), а потом уже на глазок подгоняем.

9. Получал нереальное удовольствие от всей работы, ибо работа строилась по принципу «что хочу, то и ворочу» и отгадывания загадок. Вот есть буква, а как ее нарисовать — не знаю. Окей, ищем литературу и читаем. Потом берем чужой шрифт и начинаем по нему смотреть, накладывая буквы на буквы, чтобы понять закономерности. На двух шрифтах закономерности нашел — можно пробовать на своем.

10. Нет ничего лучше набора своего имени или имени людей, которых ты уважаешь. Не цитата Сократа, а что-то своё. Такие имена прямо смотрят на тебя и говорят: «Ну… достаточно ли крута твоя кириллица, чтобы набирать нас?» А Сократ и так неплох.

Итого

Как эксперимент и что-то новое — было интересно. Особенно аналитическо-детективная деятельность, как понять закономерности дизайна той или иной буквы. Если давно хотели попробовать, то можно действовать. Но лично я повторять не планирую.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *