Ctrl + ↑ Позднее

От чего зависит результат презентации

Спустя 1,5 месяца после тренинга 5 участников выступали и оценивали друг друга по стандарту презентационных навыков. По набранной статистике я отметил 2 вещи (простите за капитана Очевидность):

  1. Подготовка. Лучше всего по мнению участников выступил тот спикер, который осмысленно вложил в  подготовку презентации больше всех времени (37 часов на 10 минут выступления). Чудес не бывает.
  2. Конкретика. Наивысшую оценку по содержанию (сценарию) дали тому спикеру, который на каждый тезис приводил по 1-2 кейса с цифрами. Опять ничего удивительного.

Подготовка и конкретика. А вы думали будет легко?!

Выборочное представление фактов

История

«В Калифорнии в доме с лужайкой живёт 65-летний программист Роберт Бонд; на лужайку ходят гадить соседские коты, и это сильно не нравится жене Бонда.

Как решает эту задачу пенсионер, живущий в Калифорнии в 2016 году? Он ставит камеру внешнего наблюдения, покупает небольшой компьютер, загружает в него опенсорсный код нейронной сети и начинает тренировать эту сетку распознавать котов...»

— исходник

Давайте разбираться

С одной стороны круто — «пенсионер научил нейронную сеть отпугивать кота», но упущены 3 важных момента:

  1. Роберт Бонд — программист, на текущий момент работающий в NVIDIA, а не пенсионер. Сразу улетучивается образ «старого дедушки, который от безделья решил покодить».
  2. Роберт покупает не «небольшой компьютер», а специализированный модуль NVIDIA Jetson TX1 c производительностью свыше 1 ТФлопа. Для примера, процессор Intel i7 3.4 ГГц за 20 т.р. даёт 0,5 ТФлопа + к нему нужно ещё весь остальной компьютер докупить.
  3. Роберт Бонд не новичок. До этого он целый год разрабатывал похожий проект на базе Jetson и той же нейронной сети, где стрелял 5 мВт лазером по муравьям на кухне. Нет, муравьёв не убивал, а лишь заставлял убегать.

В итоге настоящая история уже не такая захватывающая: не дедушка купил комп и с первого раза накодил, а программист реализовал второй проект на базе спец-модуля и нейросети.

Вот что я этим всем хотел сказать? Люди не делайте как первый автор. :-) Не занимайтесь выборочным представлением фактов, лишь бы сделать интересней. Я понимаю, что так проще. И это типа работает. Но ведь не всё, что работает стоит делать.

Лучше откажитесь от такой темы выступления, где у вас нет достоверных фактов и примеров. Мол, всё, баста карапузики. Не будем с этим выступать. Выступите с другой темой. Либо найдите факты, цифры, примеры, которые сделают вашу тему интересной вам самим.

Каша в голове обычно сопровождается молчаливыми слайдами

Я часто вижу в чужих презентациях заголовки слайдов ни о чём: Рынок, Инженерные решения, Финансовые показатели и т. д. Вот видишь такой слайд и... одна мысль в голове «Рынок что?»

Если вы думаете, что у авторов таких слайдов — в голове все раскрыто, то ошибаетесь. Обычно человек прямо на ходу вспоминает и заново простраивает свою мысль. Это боль для него.

Чтобы такого не было стоит каждый тезис мысленно начинать с фразы: «Я утверждаю, что...» И случается чудо. Ну трудно написать на слайде «Рынок», уже хочется написать «Рынок падает».

KPI vs Смысл

Я вообще-то не против KPI, если они используются, как диагностика: «А не фигню ли ты делаешь?» Но я против KPI, как замену смыслу. Если единственное мерилово деятельности — это некие циферки, то человек ориентирован именно на циферки, а не на смысл.

Пара примеров для размышления:

  1. Закон Гудхарта —  заключается в том, что когда социальный или экономический показатель (KPI) становится целью для проведения социальной или экономической политики, он перестаёт быть достойным доверия показателем.
  2. Скандал с банком Wells Fargo — там сотрудники открыли 2 миллиона счетов без ведома клиентов, чтобы брать больше комиссий — некий Марк Ходак (Marc Hodak), адьюнкт-профессор этики бизнес-школы Университета штата Нью-Йорк отлично высказался: «Компании почему-то забывают, что стимулы к выполнению плана продаж и стимулы к жульничеству выглядят совершенно одинаково». Описание скандала на www.wsj.com.
  3. ВкусВилл — «KPI — это зло! По показателям у Васи выполнение 100%, у Пети — 105%, а в целом в компании все хреново», основатель Андрей Кривенко

Вопросы с предзащиты 12 лет назад

Послушал запись своей предзащиты. Ниже список первых вопросов взбудораженного, но миролюбиво настроенного преподавателя из комиссии:

— Зачем всё это?
— Почему вы предложили это решение?
— В чём проблема?

Ну что сказать. Я рад, что мне задали эти вопросы на предзащите. Приблизительно это же я спрашиваю у людей, когда я помогаю им готовиться к презентации.

Руководитель на тренинге

Есть мнение, что руководитель на тренинге повышает риск получить не тот результат, на который надеется тренер. Так вот я за руководителя. Если есть риск, значит есть и обратная сторона — получить нечто более ценное, чем без руководителя.

И в моем случае это ценное — прояснение внутренней коммуникации в отделе или компании. И так получается, что лучшие тренинги, которые мне удалось провести за последние полгода — это корпоративные тренинги с участием сотрудников и их руководителя.

Что такое удобный шрифт для PowerPoint

Бывают такие шрифты — нажимаешь Сtrl + B в PowerPoint, чтобы текст стал жирным [или наоборот], а он не становится! И вот ты ползаешь по менюшкам в поисках этого Demi, Semi, Book и т. д. Возможно, шрифтовикам это кажется ужасно забавным. Но у нас, простых смертных, это съедает 4-5 секунд, вместо 0,5 с при Ctrl+B.

НЕУДОБНЫЙ УДОБНЫЙ
Ctrl+B не работает Ctrl+B работает
ITC Franklin Gothic Std Book Gerbera Regular
ITC Franklin Gothic Std Demi Gerbera Bold

Именно поэтому я в свое время не купил Franklin Gothic для своего фирменного стиля, хоть он мне и нравился. Да и сейчас нравится. А решил поискать другой шрифт: чтобы нравился, и чтобы был удобный. В итоге остановился на Гербере.

Выбираете шрифт — смотрите, чтобы там были Regular/Bold, а не Book/Demi

Продажа — это не презентация

Я иногда слышу странное заблуждение — люди хотят заменить продажу презентацией. Им кажется, что можно написать такой сценарий и слайды о компании и её услугах, что в конце выступления клиенты будут молча подписывать договор.

Мне кажется, что в целом презентация — это коммуникация видения. А продажа — это в массе своей работа с возражениями или уточнениями, которые возникают после презентации, если людей зацепило.

Представляя многоразовый шаттл Dragon 2, Илон Маск не ударялся в детали: какой сплав обшивки, какой ребейт и сколько стоит ТО-100. Вместо этого он сфокусировался лишь на одном вопросе: «Можем ли мы сделать космические полёты доступнее?»

Задача хорошей презентации отвечать на глобальные вопросы.

Люди ищут волшебную таблетку

Кто-то зашел на мой блог по поисковой фразе: «Как сделать презентацию о новом проекте, где нет конкретики»

Прямо представил диалог:
— А о чём ваш проект?
— Да так... ничего конкретного.

Слайд — это как ремонт

Идеальный слайд всегда где-то рядом через «пару правок». Смиритесь. Вы всегда будете хотеть что-то улучшить в своих слайдах. Нужно быть оптимистичным рационалистом — смотреть на время и говорить себе: «Так, стоп. Завтра выступлю, а к следующей встрече сделаю новую итерацию».

Спрашивают: «Как презентовать компанию, если мы ничего не знаем о проблеме клиента?»

Если вы врач с моим анализом крови, то я хочу послушать про себя. Но если у вас нет моих данных — то лучше я послушаю рассказ о вас самих. Зачем вы пришли в эту профессию? Почему всё еще в ней? Зачем вы занимаетесь тем, чем занимаетесь, помимо денег? И на основании этого я приму решение — идти ли к вам.

Единственное, что людей волнует — это наше отношение к своему делу.

Диаграммы в презентациях — отдельный жанр

Предлагаю читателям поразмышлять. Обе диаграммы взяты с hbr-russia.ru, обе из разных статей. Дизайн обоих для упрощения задачи будем считать как «good enough». Но одна диаграмма больше подходит именно к журнальной статье, а вторая для презентации.

Какая диаграмма больше подходит для презентации?

Жду ваших ответов в комментариях. А через неделю дам свой ответ.

Update — левая подходит лучше:

а) В ней основная мысль в заголовке
б) И эта же мысль считывается с диаграммы

Вторая диграмма — журнальная, ее основная задача подольше задержать внимание зрителя. Пускай он подекодирует, найдет не одну мысль, а три. Поэтому и заголовок завлекающий, но совершенно бесполезный в презентации.

Диаграммы в презентациях не для декодирования и анализа, а для быстрого сканирования.

Точка контакта на Slideshare (Rus/Eng)

В начале 2016 года у нас с Алексеем Каптеревым вышла книга, мини-учебник по презентациям. Русскую версию можно купить в Литресе, английскую — на Амазоне. А теперь обе версии доступны на Slideshare для чтения.

In the beginning of the 2016 Alexei Kapterev and I have published a new book, a mini-primer on presentations. In Russian and English. And now both versions are avaible at Slideshare — so you can read them online.

Русская English
Купить/Buy Litres.ru Amazon.com
Читать/Read Slideshare.com Slideshare.com

Как бороться со скукой?

В общем меня тут попросили написать тезисы своего уже отработанного выступления, которое мне становилось скучно рассказывать. Не так, чтобы прям воротило, но ряд модулей тонко намекал.

Ну, я посмотрел на слайды, закрыл их и написал тезисы. В формате «пересказал». А спустя неделю перечитал и... мне захотелось рассказать по ним обновленное выступление.

Если мне нравится чей-то шрифт, то я смотрю на него подолгу. Делаю наброски. Потом закрываю. И на следующей день начинаю рисовать по памяти. Это получается похоже, но это уже моё.
Эрик Шпикерман

Результат

Я недавно выступил с тем что наобновлял. И... барабанная дробь... 25 человек независимо друг от друга оценили выступление на 10 из 10.

Ctrl + ↓ Ранее