Бриф заказчика о тренингах / Workshop brief

После телефонного разговора, где все обсудили, клиент вдруг прислал бриф, будто бы разговора и не было. Я вначале удивился, а потом взял и ответил —  давно хотел свести воедино нечто подобное, а тут даже заставлять себя не пришлось. Спасибо тебе, дорогой клиент.

1. Есть ли раздаточные материалы? Что остается у обучающегося после курса?

Я стараюсь обходиться без раздаточных материалов в процессе тренингов. За исключением тренинга по структуре презентации — 4 страницы с разлиновкой, помогающей структурировать мысли во время упражнений.

Остаются электронном виде:

— Все слайды тренинга в PDF (от 400 до 800 слайдов)
— Переделанные слайды из презентаций участников (по запросу)
— Список литературы для дальнейшего самостоятельного развития
— Профстандарт для самопроверки

Остаются в бумажном виде

— Сертификаты о прохождении тренинга (по запросу)

2. Есть ли поддержка слушателей после обучения? Если да, то в какой срок?

Я не сторонник формализованной поддержки вида «в течение 10 дней даю советы и проверяю ДЗ», но таким письмом я заканчиваю каждый тренинг.

Всем, кто пишет, я отвечаю всегда. Получается практически безлимитная поддержка для взрослых мотивированных людей.

3. Какие инструменты можете предложить, чтобы мы могли понять, что обучение прошло не зря?

Я вижу два пути:

  1. Мерить по внешним метрикам: продажи, сделки, тикеты, ROI и т.д.
  2. Мерить конкретно навыки презентации

С одной стороны я за измерение в чем-то конкретном: прибыль, проекты и т.д. Но, в ввиду многофакторности таких показателей, трудно выявить, как именно обучение повлияло на их изменение.

Даже если у вас люди занимаются сравнительно изолированной деятельностью, например только написанием рассылок для клиентов, то вполне можно посмотреть на отток и «покупки» из этого канала спустя 3-4 месяца после тренинга. Затем учесть экстремумы отрасли по статистике предыдущих лет и получить некоторое понимание, как обучение помогло. Но все равно это будет не самое объективное измерение.

В идеале нужны контрольные группы как среди сотрудников (проходил обучение/не проходил), так и среди клиентов-получателей (получает рассылку от участника тренинга/рассылку от не-участника). Вот тогда измерение и сравнение между группами после 3-4 месяцев дадут более достоверные результаты. Если вы готовы такое сделать и с хорошей выборкой, то напишите мне.

Если у вас ни контрольных групп, ни изолированной деятельности сотрудников, то я предлагаю проводить диагностику именно навыков презентации ДО и ПОСЛЕ тренинга по стандарту презентационных навыков. Диагностика представляет собой встречу на 2-3 часа, где люди выступают и оценивают друг друга. Дельта и есть понимание, что обучение прошло не зря.

4. Сколько времени уделяется практике? Как практика встраивается в тренинг?

Начну с последнего вопроса. Мне кажется странным встраивать практику. Зачем? Встраивают всегда нечто инородное. Рекламу встраивают в телепередачи. Ее там не должно быть. Зрителям она не нужна. Но она нужна владельцу канала, поэтому: «А сейчас мы прервемся на рекламную паузу».

Если практику нужно встраивать, то она явно не является логическим продолженим теоретической части.

Для меня хорошая теория — это «сжатие пружины». С одной стороны она отвечает на массу вопросов, как надо и как не надо. А с другой поднимает хорошие вопросы поглубже:  Что моей аудитории нужно? Зачем лично я выступаю? Как я докажу свое утверждение? и т.д. И хорошая практика является полигоном, где пружина разжимается. Без нее людей просто «разрывает» на местах.

По времени — для обычной группы 70% П / 30% Т. Если группа продвинутая, то теории может быть больше. Такие люди понимают, что за время тренинга нельзя выполнить много сложных заданий (написать сценарий презентации на 2 часа; переверстать 40 насыщенных слайдов и т.д.) Поэтому в моей практике такие люди чаще склонны сделать 1-2 задания и позадавать вопросы по делу и послушать ответы не только от меня, но и от других участников. По-моему групповой фасилитируемый поиск решения реальных проблемы бизнеса — это тоже практика.

5. Есть ли у вас бриф, который мы заполним и вы лучше поймете, что необходимо?

Я предпочитаю живое общение брифу, поэтому:

  1. Провожу интервью с заказчиком тренинга (HR, СЕО и/или руководителем участников): спрашиваю о целях и проблемах бизнеса. Пытаюсь понять, можно ли их достичь/решить тренингом по презентациям.
  2. Изучаю презентации участников
  3. Прошу участников заполнить онлайн-опросник

На стыке что хотите вы и что делают сотрудники появляется ясность:
— Какие блоки я буду давать полностью, а что сокращу
— Какие примеры буду разбирать
— Какие задания дам на практику

6. Как меняли программу обучения опираясь на специфику бизнеса?

  1. Готовлю примеры из презентаций участников — см. pdf

  2. Если это помогает усвоению материала, некоторые практические задания перевожу в контекст клиента
  3. Если на рабочем месте люди не строят, например, диаграмм, то диаграммам я уделяю минимум времени.

Пост будет обновляться по мере появления новых брифовочных вопросов.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *